Домашние заметки

Как сделать правильный выбор

Как выбрать акустическую систему?

Как выбрать акустическую систему для дома?

Как выбрать акустическую систему для дома?

Как выбрать акустическую систему для дома?

Столкнувшись с выбором акустической системы (АС), многие покупатели не знают, с чего начать и на что обращать внимание в первую очередь. Эти устройства сложно, даже практически невозможно, подобрать, опираясь только на технические параметры. Необходимо обязательно послушать звучание колонок при воспроизведении музыкальных композиций, которые охватывают широкий диапазон частот. Это поможет выявить те частоты, где наблюдаются завалы АЧХ (амплитудно-частотной характеристики) и, соответственно, качество звука значительно ухудшается. Для определения завалов АЧХ даже существуют специальные записи, которые, конечно, музыкой не назовешь, но с их помощью легко определить слабые места данной техники. Если же вы при выборе акустики больше ориентируетесь на советы друзей, знакомых или людей, пишущих на форумах, то не забывайте, что АС одной и той же модели могут звучать по-разному. Основные причины этого – качество сборки, разброс параметров и акустические свойства помещения.

Наибольшее влияние на звук оказывает качество сборки, потому как от этого напрямую зависит величина помех и шумов, создаваемых самой АС. Негерметичная колонка, с плохо подогнанными стенками и не имеющая достаточной жесткости, будет дребезжать, гудеть и издавать другие непонятные звуки, даже если все ее комплектующие имеют высокое качество. Разброс параметров имеет любая техника, но он всегда ограничен общепринятыми стандартами и поэтому лежит в довольно узком диапазоне. Однако люди с острым музыкальным слухом могут почувствовать разницу. Акустические свойства комнаты зависят, главным образом, от ее размера, соотношения сторон, интерьера и расположения самой аудиосистемы. Так как вы вряд ли станете полностью копировать комнату соседа, АС которого вам понравилась, то и рассчитывать, что у вас она будет звучать так же, тоже не стоит.
Помимо этого вы должны знать, что каждая акустическая система имеет свой оттенок звука: мягкий или жесткий, ровный или эмоциональный, тусклый или яркий и т.д. И то, что приводит ваших знакомых в восторг, может совершенно вам не понравиться.
Исходя из вышесказанного, мы настоятельно рекомендуем лично проверять акустическую систему на ее соответствие своим предпочтениям и ожиданиям перед покупкой. Ну, а теперь «пройдемся» по основным характеристикам АС.
Количество каналов акустической системы говорит нам о том, сколько колонок в ней используется для передачи звука. Например, система 2.1 является трехканальной, т.к. здесь используются 2 колонки (сателлита), воспроизводящие высокие частоты (ВЧ), и одна (сабвуфер), воспроизводящая низкочастотный (НЧ) диапазон. Система 3.0 также является трехканальной, только состоит она из двух боковых и одной фронтальной колонок, где каждая охватывает весь диапазон от НЧ до ВЧ.
Наиболее часто встречаются следующие типы АС: 2.0, 2.1, 5.0, 5.1 и 7.1, где первая цифра означает количество сателлитов, а вторая – количество сабвуферов.
Акустические системы с сабвуфером для многих будут более предпочтительными. Благодаря реализации излучателя НЧ в отдельном корпусе исключается его взаимное влияние с излучателями средних (СЧ) и высоких частот, что положительно сказывается на качестве передаваемого звука. К тому же, динамик, воспроизводящий НЧ (<200 Гц), имеет довольно большие размеры, а для передачи более высоких частот требуются небольшие излучатели. Поэтому система с сабвуфером занимает меньше места: большая НЧ колонка располагается где-нибудь на полу и значительно меньшие сателлиты СЧ и ВЧ – на столе (полках) или специальных стойках. Хотя, используя стойки, вы совсем не сэкономите пространство комнаты, зато сможете поместить акустику на оптимальном по высоте уровне.
Если в АС использовать несколько сабвуферов, то бас получится более насыщенным и глубоким, но не стоит забывать, что такой вариант потребует дополнительной мощности усилителя.
Системы 2.0 и 2.1 могут быть с эффектом окружающего звука (surround), однако по-настоящему объемный звук вы получите от АС 5.0 и выше.
Отметим также, что существуют так называемые звуковые проекторы, которые представляют собой одно цельное устройство и позволяют создавать эффект окружающего звука, основываясь на принципах его отражения.
Эти приборы нередко используются в качестве альтернативы пятиканальным и более системам в небольших помещениях. Но, чтобы получить хороший звук, такое устройство должно находиться в комнате, стены которой не имеют звукопоглощающих покрытий, ковров и других предметов интерьера, оказывающих сильное влияние на распространение акустических волн. (На фото — Звуковой проектор Yamaha YAS-101)
Встроенный усилитель находится непосредственно в сателлитах или в сабвуфере. Такая акустическая система называется активной, т.к. здесь используется активный фильтр, который относительно легко отрегулировать. Поэтому он лучше справляется со своей работой – «отбрасывать» ненужные составляющие звуковых волн. Динамики здесь подключаются сразу к усилителю, что обеспечивает лучшее качество звучания, плюс активные системы чаще всего имеют более широкий диапазон частот. Основной недостаток – необходимость подводить электрический сигнал и напряжение питания к каждой колонке.
Преимущества внешнего усилителя (ресивера) заключаются в том, что на его работу не оказывают влияние помехи, создаваемые другими элементами АС. (На фото — AV ресивер Yamaha RX-V371)
Такой вариант также позволяет производить более точную настройку системы самим пользователем, однако для большинства это будет скорее недостатком. Ведь мало кто захочет тратить свое время еще и на настройку акустической системы.

К недостаткам такого варианта также можно отнести использование пассивных фильтров, которые довольно трудно регулируются, необходимость выделения места под усилитель, обязательное согласование АС по мощности и импедансу.

Качество звука любой аудиосистемы сильно зависит от материала корпуса сателлитов. В идеале корпус должен быть сделан из дерева, однако тогда значительно усложняется процесс производства, и цена конечного устройства вырастает до запредельных величин. Поэтому данный материал, если и используется, то только в исключительных случаях и по индивидуальному заказу.

Высококачественная фанера, имеющая не менее 12 слоев, также отличный вариант для акустических систем, но и ее стоимость очень высока.

В производстве высококлассных АС чаще всего применяется ДСП или МДФ (хотя в технических характеристиках напишут, что корпус из дерева). Эти материалы обладают отличными акустическими характеристиками и намного дешевле натурального дерева и фанеры.

Корпуса могут также изготавливать из металла, в качестве которого чаще всего используется алюминий и его сплавы. Этот материал обеспечивает более высокую прочность колонок и позволяет создавать довольно оригинальные дизайнерские решения. К тому же есть мнение, что алюминиевые колонки лучше передают высокие частоты. Однако АС из металла нередко имеют более «жесткий» и ненатуральный звук, чем их деревянные собратья.

Пластик применяется, в большинстве случаев, в недорогих моделях аудиосистем. Этот материал самый дешевый, позволяет легко создавать различные формы, но, при этом, остается не лучшим вариантом для качественного звука. Особенно это заметно при воспроизведении низкочастотного диапазона: корпус может дребезжать, входить в резонанс и потому вносит заметные искажения в общую звуковую картину. Если вы все-таки решили приобрести акустику, собранную в пластиковом корпусе, обратите внимание, чтобы форма корпуса была, по возможности, неправильная. Такой вариант улучшит его акустические характеристики.

Количество полос также весьма существенно влияет на звук. Этот параметр определяется количеством динамиков в колонке и, чем их больше, тем лучше. Если написано, что система является 2.5 полосная, то это означает, что в ней установлен 1 ВЧ динамик и 2 НЧ, причем один из НЧ динамиков передает сразу и СЧ, и НЧ. Если АС двухполосная, значит, в ней используются 2 динамика: ВЧ и НЧ; если трехполосная, то – 3 динамика: ВЧ, СЧ и НЧ.

Мощность является чуть ли не главной и единственной характеристикой, на которую обращают внимание неискушенные покупатели. Ведь считается, что чем она больше — тем громче играет аудиосистема, однако это не совсем так. Мощность в акустике скорее характеризует электрическую и механическую прочность динамиков, в то время как на громкость гораздо сильнее влияет их чувствительность.

В технических параметрах аудиоустройств обычно указывают 2 типа мощности: пиковая и среднеквадратичная (хотя могут встретиться и другие варианты). Пиковая (P.M.P.O.) – максимальная мощность, которую может выдавать АС на низкой частоте (<250 Гц) в течение короткого промежутка времени (<2 с) без физического повреждения динамиков. Среднеквадратичная (RMS) – максимальная мощность, при которой может работать АС в течение длительного времени без повреждений и с заданным уровнем нелинейных искажений при подаче на ее вход сигнала частотой 1 кГц.

P.M.P.O. обычно в десятки раз больше RMS, но это, наверное, единственный из всех возможных параметров, на который уж точно не стоит обращать внимание. Гораздо более информативной является среднеквадратичная мощность (RMS). Ее значение должно подбираться в соответствии с размерами и интерьером комнаты, характеристиками самой акустической системы и из личных предпочтений слушателя. В общем случае можно воспользоваться соотношением, где на 1 м2 помещения приходится ≈ 5 Вт мощности RMS. Например, для комнаты 20 м2 вам понадобится акустика общей мощностью: 20×5=100 Вт.

Обращаем ваше внимание также на то, что для систем с внешним усилителем мощность акустики должна быть равна мощности усилителя (ресивера). Если этот параметр у акустики больше, чем у усилителя, то АС будет играть тише возможного (это не страшно). А вот, если мощность АС меньше мощности усилителя, то это может привести к выходу акустики из строя.

Чувствительность – это звуковое давление, которое может создать АС при мощности динамика 1 Вт на расстоянии 1 м, и обычно она варьируется в пределах 84-102 дБ. Чувствительность сильно влияет на громкость: ее увеличение на 1 дБ может увеличить громкость АС в 2раза. Для сравнения, мощность в таком случае необходимо было бы увеличить в несколько раз. Однако следует помнить, что высокочувствительные динамики могут быть повреждены мощным усилителем.

Частотный диапазон порога слышимости у человека находится в пределах 16 Гц – 20 кГц, поэтому, чем ближе диапазон, воспроизводимый акустической системой к этим цифрам, тем лучше. Но, с другой стороны, окружающие нас звуки выходят за эти границы. И, если ваша АС может воспроизводить частоты ниже 16 Гц и выше 20 кГц, то это сделает более яркой и богатой общую звуковую картину.

Импеданс – комплексное сопротивление АС, на которое также стоит обратить свое внимание. Здесь важно знать следующее: если сопротивление акустической системы больше сопротивления усилителя, то звук в итоге будет тише потенциально возможного. Но, если сопротивление АС меньше сопротивления усилителя, то может произойти ее выход из строя. Поэтому на импеданс следует обращать внимание, как на согласующую характеристику и выбирать его равным или большим, чем сопротивление усилителя.

Кроме того, следует знать, что акустика создает довольно мощное электромагнитное поле, которое вносит заметные помехи в работу других приборов, например, телевизора. Защитить вашу технику от электромагнитного воздействия можно двумя способами. Первый заключается в том, чтобы располагать электронные приборы на достаточном расстоянии (дальше 1 м) от акустической системы, что не всегда удобно. Поэтому есть второй вариант – приобретать АС с магнитным экранированием. В таком случае акустика не будет создавать помех для другой техники.

Ну, и напоследок. Технические параметры акустической системы, безусловно, важны, но не стоит забывать, что качество звука зависит от слишком многих факторов. Потому эти параметры, в первую очередь, должны помочь вам сократить список понравившейся техники. А решение о ее приобретении нужно принимать, опираясь, главным образом, на свой слух.

Вот, пожалуй, и все. Удачных покупок!

Рубрики: Дом, Техника

Ваш email не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

*