Домашние заметки

Как сделать правильный выбор

Причины и последствия детской агрессии

Причины и последствия детской агрессии

Причины и последствия детской агрессии

Родителям частенько доводится сталкиваться с неадекватным поведением своего ребенка. Он крушит игрушки, ломает что-то, вредничает, кусается, щипается и ругается. Детская агрессия — предмет серьезного беспокойства родителей. Но не исключено, что именно в родителях и кроется причина деструктивного поведения.

Причина
Основе детской агрессии зачастую лежат такие чувства, как неудовлетворение, обида или злость. Например, ребенку запрещают открывать шкафы и смотреть, что там внутри. Причем родитель выступает в данной ситуации в роли агрессора, потому что запрещает ребенку исследовать мир в категоричной и необоснованной форме типа «Нельзя!»; «Не трогай!» и т. д. Из-за психологической незрелости ребенок не может «поработать» с этими эмоциями. Агрессия представляется ему понятным и простым способом выплеснуть накопившееся. При этом с возрастом и умением говорить добавляется еще и вербальная агрессия. Ребенок начинает бесконтрольно и достаточно грубо ругаться. Здесь все очевидно: ругнуться проще простого, и если акт физической агрессии родитель еще может как-то пресечь (об этом чуть позже), то вербальная агрессия нередко остается незамеченной и потому безнаказанной.
Другая причина, кроется все в том же — в запретах, но механика ее несколько иная. Дело здесь не в «злых» интонациях родителей или повышении тона, а в том, что в первые годы жизни ребенка мама старается максимально заранее предугадать его потребности. Затем ситуация меняется, но ребенок уже привык получать все еще до того, как он захотел. В итоге, не получив желаемого, ребенок находит выход своим эмоциям в агрессии.
И третий вариант развития детской агрессии — это затаенная злоба. Например, мама часто оставляет ребенка одного, а он из-за повышенной тревожности, особых черт характера становится уверен, что мама его бросила. Когда родительница возвращается, ребенок вместо ожидаемой радости одаривает ее злобой. А непонимание ситуации мамой только усугубляет конфликт.
Борьба с агрессором
Бороться с ребенком в прямом смысле этого слова не стоит. Агрессия — это всего лишь реакция на ситуацию. А эмоциональная незрелость и неумение управлять эмоциями могут только осложнять решение. Но агрессию можно и нужно преодолевать.
Например, не надо ограничивать свое чадо в правах. Иногда стоит позволить ему разозлиться на вас. И когда намечается очередной скандал с крушением игрушек и разбрасыванием конструктора, просто прижать его к себе и сказать: «Я понимаю, ты на меня злишься потому что…» Причина, объяснение, нежные объятья — этого будет достаточно. Не стоит пускаться в долгие рассуждения о педагогике и смысле этого запрета. Ребенку по большому счету все равно. Ему важно, что его услышали, отнеслись к нему с пониманием и нежностью.
Другой вариант — это игры с правилами. Ребенку интересно играть, а родители получают качественный педагогический результат. Если агрессия является реакцией на запреты или жесткие правила, установленные в семье, тренироваться соблюдать правила в игровой форме — занятие чрезвычайно полезное.
Другой вариант, который помогает в том числе и во взрослом возрасте, это физическая активность. Занятия спортом — отличный выход для того негатива, что накопился. Вид спорта ребенок выбирает в зависимости от собственного темперамента и предпочтений. Кому-то будет достаточно погонять мячик, другому подавай бокс, карате и другие агрессивные виды спорта. Но терапевтический эффект от них очевиден и благоприятен, поскольку именно благодаря занятиям спортом ребенок учится переключаться, менять свой эмоциональный фон и управлять своими чувствами.
Не стоит бояться, если вдруг ребенок агрессивно реагирует на что-то. Если причина обнаружена (а это уже родительская забота), то поработав с ней, можно получить отличный результат. Тем более что детская агрессия — это всего лишь признак беспомощности и неумелости. Как, впрочем, и взрослая.

Рубрики: Дети
Теги:

Ваш email не будет опубликован. Обязательные для заполнения поля помечены *

*